Возврат и обмен товаров ненадлежащего качества

Бланк заявления на возврат товара ненадлежащего качества вы можете скачать ниже:


Физическим лицам
Юридическим лицам


Обращаем внимание, что обмен или возврат товара возможны лишь в том случае, если после покупки сохранен товарный вид, потребительские свойства и пломбы товара. При этом оформляется и подписывается заявление на обмен или заявление на возврат товара от покупателя. Заполненный бланк заявления необходимо отправить на e-mail:


vozvrat@patron-service.ru


Непродовольственные товары

Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель, по своему выбору вправе требовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Сроки удовлетворения требований потребителя

Требование потребителя

Срок удовлетворения
требования потребителя

Безвозмездное устранение недостатков:

в срок, согласованный с потребителем,
но не более 45 дней

Замена товара:

7 дней (максимум - 1 месяц)

Возврат денег:

10 дней

Уменьшение покупной цены:

10 дней


В случае спора о причинах возникновения недостатков в эти же указанные сроки должна быть проведена экспертиза товара.

За нарушения данных сроков потребитель вправе требовать выплаты неустойки в размере 1% от цены товара.

Обмен технически сложных товаров

При обнаружении недостатков технически-сложного товара потребитель имеет право в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара предъявить требования:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению только в случаях:

1. обнаружения существенного недостатка товара;
2. нарушения установленным Законом сроков устранения недостатка товара;
3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более, чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, если приобретенного товара в перечне нет, то требование о возврате денег или обмене товара, вследствие его ненадлежащего качества, потребитель вправе предъявлять в течение всего гарантийного срока. Если же он включен в перечень технически сложных товаров, то только в течение 15 дней со дня передачи потребителю.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
(утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924)

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

Может ли покупатель предъявлять требование о возврате или обмене товара, если у него отсутствует чек, подтверждающий покупку?

Да. Согласно ст. 493 ГК РФ, п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а также ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя документов, подтверждающих факт оплаты товара (кассовый или товарный чеки), не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта и условий покупки, чтобы вернуть уплаченные деньги. Если продавец не примет во внимание такие свидетельские показания, необходимо обратиться в суд. При судебном рассмотрении свидетельские показания будут оцениваться судом.

Может ли продавец при возврате денег за некачественный товар удерживать сумму, на которую изменилась стоимость товара?

Нет. В соответствии с п.27 Правил продажи отдельных видов товаров, при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Какой максимальный срок нахождения товара на гарантийном ремонте? Как рассчитать неустойку при превышении этого срока?

Законом установлен максимальный срок гарантийного ремонта - 45 дней. За нарушение этого срока предусмотрена неустойка - 1% от стоимости товара за каждый день задержки. Считать неустойку необходимо с 46 дня нахождения товара в ремонте и до дня его получения.

Может ли потребитель предъявлять требования о замене товара по истечении гарантийного срока?

Если гарантия на товар закончилась, но с момента покупки не прошло 2-х лет, то законом установлено следующее: необходимо самостоятельно обратиться для проведения независимой экспертизы, в случае положительного заключения, на его основании требовать у продавца замены или возврата товара. Дополнительно потребитель вправе требовать возврата денежных средств, затраченных на экспертизу.

Возврат и обмен товара надлежащего качества

В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.

Однако, для того чтобы реализовать указанное право, потребителем должны быть соблюдены следующие условия:

- товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
- соблюден срок обращения - 14 дней, не считая дня покупки товара;
- товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, имеется товарный чек (отсутствие чека не лишает потребителя ссылаться на свидетельские показания).

Может ли потребитель сразу заявить, что хочет вернуть товар?

Нет, не может. В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.

Любой непродовольственный товар можно обменять?

Нет. Обмену или возврату подлежат только те товары, которые не включены в Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

Перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену

(утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55):

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Можно ли вернуть качественные продовольственные товары?

Нет, Закон предусматривает право возврата и обмена только непродовольственных товаров надлежащего качества.

В какие сроки производится возврат денег за товар?

Возврат денежной суммы за возвращенный качественный товар должен быть осуществлен продавцом на основании заявления потребителя не позднее чем через три дня со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Может ли потребитель обменять или вернуть товар надлежащего качества, купленный по распродаже?

Да. По общему правилу, в срок 14 дней, не считая дня его покупки. С точки зрения действия Закона не имеет значения, приобретен товар по распродаже, акции или нет. Исключение может быть только в том случае, если товар был продан по сниженной цене по причине имеющегося в нем недостатка. Но об этом недостатке продавец обязан предупредить покупателя, а в момент продажи соответствующая запись должна быть сделана, например, в товарном чеке. В таком случае вернуть указанный товар именно по причине наличия этого недостатка невозможно.